Несколько слов о соотношении мистического и рационального в ирханской картине мира.

Небольшая статья, написанная по ассоциации вместе с отзывом на толкиновскую "Амбарканту". Может быть дополнена и расширена.

Ирхана - уникальнейшее социокультурное явление. Прежде всего потому что её картина мира представляет собой органичный сплав рационального и архаического.
Рациональное Дети Ночи волей-неволей унаследовали от человечества, в отличие от них самих, успевшего пройти долгий и непростой путь познания и созидания. Человечество планеты Орна, по крайней мере, та его часть, что образовала в итоге Ариалль, пожалуй, даже "старше" земного европейского. Через книги, интернет (Ахэриаль), разговоры с доброжелательно настроенными людьми и хантаарьенн, фильмы, игры етс к Ирхане приходило строгое знание об окружающем мире, основы естественных и технических наук. Сведения же о мифологических, эзотерических, религиозных и просто различных древних человеческих представлениях о мире Дети Ночи получали опосредованно - через историю и литературу. И, что совершенно естественно и логично, не спешила заимствовать.
Но сами Дети Ночи, будучи культурой очень юной, конечно же нуждались в том, чтобы самим пройти те же стадии развития мировоззрения и накопления опыта, которое давным давно уже миновало человечество. Это противоречие и породило в итоге органичное сплетение, казалось бы совершенно несовместимых социокультурных черт.
читать дальше