Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи пользователя: Айхалли Хиайентенно (список заголовков)
16:16 

)))))

Айхалли Хиайентенно
Это же Ангамандо, чувак!..
А если Великая Белая Электричка на самом деле была совсем не Электричка? ))))


@темы: Найденное., Какой бы тег поставить?.., Арт.

21:45 

Архэвэйлин...

Айхалли Хиайентенно
Это же Ангамандо, чувак!..
00:24 

"Заклинание". Ещё одна "искра".

Айхалли Хиайентенно
Это же Ангамандо, чувак!..
Был в ариалльском сообществе пост от Kyora J.Lee про стишки, которые она придумала в детстве. Вот они:

Черная, черная ночь,
Черная, черная земля,
Черный, черный туннель,
черные, черные рельсы,
По которым едет черный, черный поезд,
Огни его горят адским пламенем,
сжигают всякого, кто станет на его пути

Во-первых, я попробовал это перевести :

Хэттами-и хэттами Ирха,
Хэттами-и хэттами тьорн,
Хэттами-и хэттами айхо,
Хэттанайрэ-и хэттанайрэ вэйлин,
Мэтэ ин-канньон сьиритэ Хэттана Рейли.
Мойхариар им хёссэ-ни митийорин,
Мойхариар вэй-кьясснэт аль-онни им хёссэ-ни кьорэ.

Пояснялочка

=====================

А заодно - вот. Микрорассказик страшный. Про людей для разнообразия. В смысле - про нормальных человеческих людей.

читать дальше

@темы: Мистика., Люди., Тексты., Своё.

21:30 

Эти фото должнцы быть здесь!

Айхалли Хиайентенно
Это же Ангамандо, чувак!..
19:49 

Давайте реанимать сообщество...

Айхалли Хиайентенно
Это же Ангамандо, чувак!..
Мявушка вредная Финрод нашёл в этих наших интернетах учебник Квэнья. Я на него взглянул - и тут как выскочила откуда ни возьмись моя беспощадная совесть! Да как начала меня кусать, прямо таки рвать, аки Тузик грелку, приговаривая: ты почему, собака мусорная, даже не пытаешься систематизировать грамматику Квэлльерна? Переедь тебя Трамвай и его Начальник, если ты этим сегодня же не займёшься!
От такой атаки я только охнул жалобно. И приступил к немедленному исполнению требований этой кусаки.
Компоновку учебника буду нещадно использовать в качестве шпаргалки.

Итак... Что там первым следует? Ну, да, самое простое, что логично.

Хьор - очновополагающая грамматическая категория существительного.

Форма множественного числа существительного, как и прочие его грамматические формы, может зависеть от его хьор"а. Хьор - это аналог родов слова в тех языках, где означенный род применяется, вот только принцип его образования у оригиналов-ирханцев чуть иной, чем привычные нам женский, средний и мужской роды. (Впрочем, хьор (Как и род) - всецело грамматическая условность. Как гибкий "хмель" ничем не мужественнее, чем толстая корявая "акация", вокруг которой он обвился, так и внедорожник-райхо ничем не "основательнее", чем фонарь-ниэлли, под коим он паркуется, свернув с трассы-соор, которая вообще хьор имеет переходный. ))))

Тем не менее, как чисто грамматическая категория хьор успешно существует. И, что логично, определяется по окончанию (Кроме исключений). Существительное может относиться к одному из четырёх этих самых хьоров:

1. Эрилль-хьор. (Окончания -и, -иэ, -е, -э, или "усечённое" -ь. У Хэлдрин можно встретить -я).
К этому хьору чаще всего относятся существительные, означающие живое, подвижное, изменчивое, нестабильное. Все названия видов разумных существ, животных и почти все названия транспортных средств стоят в эрилль-хьоре. Так же эрилль-хьор используется для образования понятий, нужных, чтобы указать на женскую природу именуемого (Ирхэнэ - "дочь Ночи" - любая представительница хэлдрин, метрожителей и др. канниэ - самка наиболее распространённой в Городе птицы етс).

2. Тэнно-хьор. (Окончания -о, -а, -аро, -ьо)
Этот хьор объединяет большинство понятий, так или иначе ассоциирующиеся со стабильностью, надёжностью, неизменностью и т. д, а так же для образования слов, обозначающих мужчин и самцов животных. (Соответственно -Ирхэно и канньо).

3. К переходному хьору относятся слова, для которых допускается смена хьора в зависимости от контекста. (Ирха и Ирхэ, Дайра и Дайри, где в первом варианте имеется в виду ночь в нейтральном значении, как время суток, а во втором - как всеобъемлющее животворящее начало, т. е. "ночь" контекстуально выступает как что-то живое). Таких слов довольно мало, и практически все они означают различные философские понятия.

4. Нейтральный, или нулевой хьор имеет нулевое, или нестандартное окончание (О нестандартных окончаниях, пробравшихся в Квэлльерн из архаических форм человеческого языка разговор будет чуть позже).

Образование множественного числа существительных..

Если речь идёт о словах в, обозначающих живых существ, то окончание всегда - иэн или -энн (редко).. (Сьитти -сьиттиэн,, канни - канниэн, айтихори - айтихориэн, хённэ (сестра) - хённиэн . Слово "хэлдрин" - исключение, один из случаев "узаконенной ошибки", когда окончаие в устной речи изменилось для благозвучия. (А пишется всё равно "хэлдриэнн"))

Про это -энн следует отдельно сказать, что это - усечение слова "арьеЕнн" - "народ" (Ср. "Тори-Энн"). Как окончание существительного оно используется редко.

Следует помнить, что названия многих механизмов и всех транспортных средств изменяются грамматически так, как это правильно для существительных, означающих живые существа. (иссэ - иссиэн).

Для остальных слов -ин. (Айли - айлин, райвилль - райвиллин), независимо от хьора.

Исключение - слово иллан (Линия, дорога, ветка, например, ветка метро). Множественное число образовывается нестандартно: иллин. (А не "илланиэн", как можно было бы подумать на первый взгляд.

Образование прилагательных от существительных.

В эрилль-хьоре и эрилль-форме переходного хьора прилагательные образовывает окончание -на.

Рэйлинна саирмэ - "электричковая", то-есть мимолётная, изменчивая, утончённая с грустинкой красота. Эйдэнна хённэ - родная, единоутробная сестра.

Для тэнно-хьора, тэнно-формы переходного хьора и нулевого хьора используется -ми.

Сьиттими айто - трамвайная остановка.
Эйдэнми тисса
- родной дом (строение).

Форма прилагательного зависит, что логично, от хьора определяемого существительного.

Иногда встречаются формы, как бы "сросшиеся" из существительного и прилагательного, пишущиеся и призносящиеся как одно слово. Например - Эйдэнкьиро - родная улица. Такие слова - существительные, в "раздирании" их обратно на составляющие не нуждающиеся и существующие на равных правах с полной, более грамматически правильной формой. Но тенденция "лепить" такие гибриды через слово считается признаком просторечности, небрежности языка. (Да! Все Грузовики делают это! )))))

Окончания множественного числа прилагательных

Если -на, то -найрэ (Сьиттинайрэ вэйлин - трамвайные рельсы).

Если -ми, то -мин или -миэн (Последнее - когда определяемое слово означает группу живых существ. (Сьиттимиэн айтин (тэнно-форма переходного хьора) - трамвайные остановки, хэлдримин исснаин - хэлдрийские покатушки, итриннамин хитомин - электрические провода (ХитОми - не прилагательное, а существительное со значением "сеть, сплетение проводов, прилогательное "относящийся к проводам" - хИтоми)))).

=========================

С этим, вроде бы, всё более-менее понятно. Когда в следующий раз будет настроение - поговорим о глагодах.

@темы: О языке., Теории и гипотезы.

23:02 

Атмосферно до... до... бог знает до чего...

Айхалли Хиайентенно
Это же Ангамандо, чувак!..
02:26 

Имрилли, айтиинхи и прочие сианары...

Айхалли Хиайентенно
Это же Ангамандо, чувак!..
Разбирая цитатник, нашёл некоторое количество картинок, настолько "оттудовских", что просто ой..

Подборщик-ТС - Narwen Elenrel, которой спасибо.

Некоторые картинки довольно большие.

@темы: Найденное., Ассоциативное., Арт.

01:24 

Таская посты... Миёрэйли и Айомэлли.

Айхалли Хиайентенно
Это же Ангамандо, чувак!..
Я давно "откуда-то знал", что есть (не может не есть) какой-то классический сюжет про двух бардов-импровизаторов, которые вызвали друг друга на состязание, и из-за этого что-то страшное произошло.
И вот сегодня, он на меня, наконец, свалился. Похоже, что - из того же источника, что и история про Хиайентэ, видимо, существует какой-то популярный сборник городских легенд и страшных историй.
Кстати, наличие такого сборника хорошо объясняет некоторую нарочитую архаичность стиля. Правильно, каким же ещё слогом рассказывать легенды?
Примечательно, что сюжет этот - о любви, чего Ирхана, Трамвай Не Тот её знает, почему, обычно избегает, мелодраматические события им кажутся традициооно не особо занимательными. Как и предание о Хиайентэ, этот сюжет "бродячий", и пользуется бешеной популярностью у самого различного рода интерпретаторов. По тому и по-другому существуют стихи, повести, песни, пьесы етс в количестве весьма внушительном. Ну, примерно, как на Терре-матушке сотни самыхз разноплановых авторов могут вдохновляться сюжетом, допустим, мифа о Дедале и Икаре.
Кстати, может быть, источник, из которого мои больные мозги это взяли, является какой-нибудь антологией таких вот универсальных сюжетов?
Жду, когда "свалится" что-нибудь ещё. Похоже, "на очереди" Хэйсинно. )))





читать дальше

@темы: Метрожители., Народы и нравы., Тексты.

01:17 

Таская посты... О метрожителях.

Айхалли Хиайентенно
Это же Ангамандо, чувак!..
Статья писалась изначально с опорой на знаменитые "Законы и обычаи Элдар", взятые в качестве примерного образца и содержит выдержки из таковых.

Чуть исправил и немного дополнил

Перечитал заодно давнюю статью Хёндая-сама об основных свойствах ирханских народов. Всё правильно, в общем-то, но там у него проставлена продолжительность жизни - триста лет, и сейчас меня эта цифра смущает, так как по-моему она гораздо больше. (Да и вообще история Ирханы гораздо длиннее, чем нам с вселенцами думалось изначально). Так что будем "копать" дальше.


@темы: Метрожители., Имена и названия.

01:04 

Таская посты... Очерк нравов и обычаев Хэлдрин.

Айхалли Хиайентенно
Это же Ангамандо, чувак!..
В отличие от метрожителей, грузовичата в детстве практически никогда не болеют. Да и взрослые хэлдрин тоже практически не болеют - их вообще мало чем на свете прошибить можно. Высокие ростом, крепкие, с красивыми рельефными мускулами, они могут показаться очень красивыми по человеческим меркам. Но на внешнем подобии всякое сходство с людьми и заканчивается.
На маленький срок жизни эти ребята тоже пожаловаться не могут, их существование может продолжаться до полного износа машины, что при своевременном ремонте и замене частей может значить - неограниченно долго. У очень старых Грузовиков человеческое тело постепенно "истаивает", становясь всё более призрачным, пока не исчезает совсем. Вместе с телом хэлдрийские старики утрачивают способность говорить иначе, чем мыслями. На практике такие долгожители встречаются очень редко, к сожалению, большинство хэлдрин ведёт совсем не тот образ жизни, который способствует долголетию.

читать дальше


@темы: Большие Грузовики., Народы и нравы.

00:48 

Таская посты...

Айхалли Хиайентенно
Это же Ангамандо, чувак!..
Маленькая тёплая зарисовочка о знакомстве двух перворождённых Грузовиков.

Может, кто-нибудь название придумает?

Откуда-то он знал, что его зовут Эйримо. Это значит - красивый и быстрый, потому что быстрый - это и есть красивый.. Он и был таким, он мог двигаться, рыча мощным мотором, разгоняться и тормозить, разворачиваться, то круто, то медленно и плавно и даже вставать на два колеса. Раз за разом он проделывал всё это, и у него получалось всё лучше и лучше. И чем лучше получалось, тем больше нравилось.
читать дальше



@темы: Тексты., Большие Грузовики.

00:39 

Немного ирханской ругани. )))))

Айхалли Хиайентенно
Это же Ангамандо, чувак!..
Тахмэхойно - Мусорная собака. (И животина с таким названием тоже есть - стихийно сложившаяся порода диких собак. На земных койотов похожи).

Сьиттимёри-на араихито - Трамвайный дух во все (твои) провода! По эмотивному наполнению близко к нашему "Да чтоб тебе провалиться, проклятому!".

Айонха - с ударением на последнем слоге - дрянь, дешёвка (чаще о вещи).

Инсэйонноро - букв. "Семицветник" - сотрудник спецподразделения "Радуга", созданного людьми специально для уличных войн с Ирханой. Или - "отморозок".

Кьятта! - универсальное выражение предельного недовольства.

Хэттарэйлими-съирно - Ездок на чёрных поездах, то-есть - сорвиголова, бешеный. Что-то близкое к "суицидник хренов".

Раллива - Дерьмо.

Тахмайто - Помойка.

Йонн-сариэ ахримар - Каюк, капут. полнейший крах чего-либо.

Вархо - букв. "бульдозер". Но в переносном смысле - неуклюжий урод.

Энканна - "Депра", ощущение полного "серого днища". (Угу. Моё нынешнее состояние).

Вьерхо - Псих, чокнутый.

Кьойсэ! - близко к нашему "Приплыли!", "Допрыгались!".

Ина - ("дыра") - Ничтожество. Так же - Хастайа

Валтеро - Верхний, житель верха. У метрожителей - презрительное прозвище людей, а так же - тех, кто ведёт себя "как люди", то-есть неподобающим для порядочного метрожителя образом.

Альда - Гниль. Так называется и нечисть, злая потусторонняя сила, и всё предельно отвратительное. падаль, плесень.

Альдахарно, или сьиттихарно - Тухлятины (или "трамваев") начальник. Представитель дегенеративного, недоразвившегося подвида тори-энн, могущий оперировать силами Альды, повелевать нежитью, нечистью, Чаще всего они принимают трамвайный облик, или управляют хищными трамваями - "альдсьиттэн". Для любого, кто не является этой дрянью взаправду - смертельное оскорбление, конечно.

Айхоттэннай! - Убейся об стенку! "Доброе" хэлдрийское пожелание.

Вармо - Гопник, хам.

Вэй-ахэро - Задрот, компьютерный маньяк.

Хонта - Задница. Отсюда Хонтакьиро - ...беня, мерзкое место "у чёрта на рогах".

Хэссэр - Тормоз, тормозной механизм. Но в переносном смысле - тот, кто рушит энтузиазм, демотиватор, кайфоломщик.

@темы: О языке.

00:35 

Опять же, таская посты...

Айхалли Хиайентенно
Это же Ангамандо, чувак!..
Сборник классических сюжетов.

Статья, сцепленная из двух постов, чуть исправленных и капельку дополненных. Может послужить отправной точкой для разработки хронологии, последовательности исторических событий.

читать дальше

Далее я привожу возможное оглавление "сдержанной" "Тэйраэмин Синрёити".(При возможности оно может быть расширено и дополнено до "пухлой").


1. Ити-ни Валтэриэнн ти Аррьомэ сэйаттэмар. (О Слово о Верхнем народе и обустройстве Города) - это что-то вроде краткого исторического экскурса по истории Ариалль ДО Пробуждения.

2. Вийтэ Алина Рэйли и-мири. (Песнь Великой Белой Электрички.) - Предание о творении и небольшой рассказ о духах Города, народах Ирханы и прочем подобном.

3. Сорайниен-на итиссэ (История движения.) - Слово о расселении Детей Ночи - где жили какие хэлдрийские кланы, какой район чем знаменит стал и т. д.

4. Митранни Ахримар (Митранская горечь) - Предание о первой крупной стычке между людьми и Ирханой - "выжигании" района Митран на юге Города и хэлдрийке Мёрвилль из Танцующих с Ветром, составившей и распространившей первый в истории этого народа задокументированный кодекс воинской чести - "Ар-варнаин соормити". Сия достойная дама, кстати, интереснейшая личность - одна из немногих выживших в Митране Грузовиков, по сути это она объединила разрозненные кланы в единый народ, созвала первый в истории Хэлдрин Городской Совет, блестяще провела несколько карательных акций, да ещё и наладила союзнические отношения с некоторой частью человеческого подполья.. Эта деятельность привела, в итоге, к тому, что открытые военные действия против Ирханы на значительное время приостановились, наступила Эра Стабильности - Тэннерэй.
(Скорее всего, это не одна глава, а несколько).

5. Альда-ити (Слово о Гнили) Явно "вставная" глава, в которой рассказывается об основных видах нежити-нечисти и постулируется мысль о том, что "Дети Альды восстают из боли Города". (Кстати, это исторический факт - первые упоминания об альдиэн действительно появились СРАЗУ ПОСЛЕ Митранской Расправы.

6. Хэйсинно-инэрёити (Повесть о Хэйсинно) Тоже история одного из величайших Грузовиков - Хэйсинно Семи Дверей из Горящих Бензоколонок и первом в Городе случае полного вытеснения людей из района. (Скорее всего там тоже несколько глав). Оннхорская Оборона держится по сей день.

7. Мэссьарэна Койитринни (Букв. Вечная Та, что лишена электричества)(Другое название "Рассказ о потерянной Ожидающей Во Тьме) Глава о смерти Хэйсинно, сумасшествии его подруги и уходе из родного Оннхора потомков Хэйсинно. Им-Дайра Хинэн, будучи уже формально мёртвой, становится хранительницей и чёрной легендой Оннхора. (Похже этот же мотив повторяется в истории Хиайентэ. Впрочем, мало того, что Им-Дайра Хинэн была для юной Хиайентэ кумиром и примером для подражания, так есть ещё весьма живучая легенда о том, что Хиайентэ - новая инкарнация зловещей предшественницы. С этим ещё разбираться и разбираться... А вообще, предания о метрожителях (именно метрожителях почему-то), которые, погибнув насильственной смертью, оставляют за собой аномальную зону повторяются прямо-таки с навязчивостью. Что наводит на мысль, что данная способность является естественной для их фэар, тьфу, то-есть мёриэн).

8. Альхиминна-минкай-на инэрёити (История Расцвета) "Мирная" глава, обозревающая достижения ирханской философии и культуры и бегло касающаяся самых почитаемых деятелей искусства. Так же даётся минимальный переск4аз тезисов двух основных ирханских философских школ - Вихинтанари и Харнэ.

9. Рэйлими меллиирнэ-инирёити (Слово о Сиянии Поезда.0 Просто очень красивая легенда о некоем артефакте, дарующем бесконечное вдохновение, обретённом у вокзала Ситэйха и носящем собственное имя: Меллиирнэ (Сплетённая из искр) Если вкратце: маленький хрустальный шарик бережно передавали друг другу деятели искусства, исцелявшиеся с его помощью от творческого бессилия, но последний из них - Меллерайно Им-Хитирилль, разыскавший артефакт ценой долгих трудов и лишений, был вынужден пожертвовать им для того, чтобы остановить наползающую Альду.

10. Ситинайер Ар-Хайдэн вейсэ Морлион (Бушующее пламя Хайдэна, что в Морлионе) Рассказ о человеческих уличных беспорядках в райне Морлион, и тамошней Ирхане, которая их поддержала.

11. Кьорримар-ни Синриэль (Грозное зарево.) Рассказ о начале трагического времени, в ирханской историографии называется Варнамиарна (что-то вроде "Погром Погромов"). Курс человенческой власти изменился, по Городу покатилась война репрессий. Несколько глав о разных происшествиях в разных районах. Все очень мрачные. (Сюжет о докторе Азриере, похоже, тоже там).

12. Хиайентэ, Сьиттихарниэ вейсэ Конен. (Хиайентэ, хозяйка трамваев из Конэна0 А это у нас уже есть. )))

13. Инэрёити-на Вийтэссеана Варна (История величайшего из погромов0. Рассказ об общегородских беспорядках, которые буквально смели предыдущий правящий режим. В человеческой истории этот момент зовётся Восьмая Революция (Считают от основания агломерации). Она завершила грозные годы Варнамиарна и начала годы Эйме-тэннерэй - "Снова-Стабильности". Ирхана во время событий этой Восьмой потихонечку отвоевала себе значительную часть города... И с этим тоже разбиратьсмя и разбираться ещё... Завершается эта часть кратким описанием новых территориальных раскладов.
Похоже, автор сборника жил именно в эти времена, потому что на этом антология обрывается.

==============================

Прикидываю объём работы - плохо же становится... Но хорошо, хоть какая-то ясность с последовательностью событий стала видна. Ещё бы к временным отрезкам "привязать"...
Торин Меллькьорэ жил перед самым концом Тэннерэй, пожалуй. В Тиирвальде, ага.


@темы: Тексты., Культура., История.

00:10 

Таская посты...

Айхалли Хиайентенно
Это же Ангамандо, чувак!..
Несколько слов о соотношении мистического и рационального в ирханской картине мира.

Небольшая статья, написанная по ассоциации вместе с отзывом на толкиновскую "Амбарканту". Может быть дополнена и расширена.

Ирхана - уникальнейшее социокультурное явление. Прежде всего потому что её картина мира представляет собой органичный сплав рационального и архаического.
Рациональное Дети Ночи волей-неволей унаследовали от человечества, в отличие от них самих, успевшего пройти долгий и непростой путь познания и созидания. Человечество планеты Орна, по крайней мере, та его часть, что образовала в итоге Ариалль, пожалуй, даже "старше" земного европейского. Через книги, интернет (Ахэриаль), разговоры с доброжелательно настроенными людьми и хантаарьенн, фильмы, игры етс к Ирхане приходило строгое знание об окружающем мире, основы естественных и технических наук. Сведения же о мифологических, эзотерических, религиозных и просто различных древних человеческих представлениях о мире Дети Ночи получали опосредованно - через историю и литературу. И, что совершенно естественно и логично, не спешила заимствовать.
Но сами Дети Ночи, будучи культурой очень юной, конечно же нуждались в том, чтобы самим пройти те же стадии развития мировоззрения и накопления опыта, которое давным давно уже миновало человечество. Это противоречие и породило в итоге органичное сплетение, казалось бы совершенно несовместимых социокультурных черт.
читать дальше

@темы: Культура., Народы и нравы.

23:58 

Таская посты...

Айхалли Хиайентенно
Это же Ангамандо, чувак!..
Очерк нравов и обычаев Тори-энн.

К огромному сожалению большинства остальных Детей Ночи,популяция Тори-Энн очень мала. Зато одарена от природы эта самая малочисленная из ариалльских рас более чем щедро.
читать дальше

Какая-то слишком маленькая статья получилась. Я с удовольствием её расширю и дополню, если кто-то добрый мне в комментах скажет: чем бы ещё неплохо было бы её дополнить. ))

А заодно я положу сюда подборку замечательных железнодорожных фотографий, стянутую у Yaten Uranium

Итак, железнодорожное царство.




читать дальше

@темы: Народы и нравы., Тори-Энн.

23:47 

Таская посты...

Айхалли Хиайентенно
Это же Ангамандо, чувак!..
О СТРАШНОСТЯХ И ПРОЧЕМ.

Известно, что некогда в прошлом Город был вполне себе обычным, и отличался от привычных земных разве что гигантскими размерами и невероятным изобилием "заброшенок". Но потом произошло нечто, воистину аномальное, даже уникальное, вследствие чего сама реальность Города стала, так сказать, "пластичной", а Город как таковой начал обретать самосознание. И ладно бы просто обретать самосознание - помимо этого Город начал и преображать сам себя, приводя собственную плоть в соответствие с изменившейся сутью.Процесс этот, конечно, отнюдь не быстрый. То ускоряясь, то замедляясь, допуская пробы и ошибки, усложняясь по мере развития, эволюция Города продолжается и по сей день.
читать дальше

Насколько это возможно, иллюстрации:

Недобрый сианар в "заброшенке", Морлион или Тэйрин.




Формирование "урождённого" Альдахарно. (?)





"Гнездо" Альдахарно.



Альди-животное.



Мелкий альдо-техника.



Такую прелесть тоже можно встретить.


@темы: Мистика., Народы и нравы., Теории и гипотезы.

23:07 

Котик недоумевает: куда все подевались-то?

Айхалли Хиайентенно
Это же Ангамандо, чувак!..


А я сегодня буду носить посты. )))

@темы: Какой бы тег поставить?..

21:21 

Об ударениях и о прочем.

Айхалли Хиайентенно
Это же Ангамандо, чувак!..
По просьбе уважаемой DarkkFreya немножко мыслей о произношении ирханских слов.

------------------------

К сожалению, все имеющиеся на данный момент наработки по фонетике и грамматике представляют собой лохматую кучу совершенно разрозненных бумажек, факты и фактики с которых ещё сводить-не пересводить и проверять-не перепроверять. Потихонечку я этим занимаюсь, но, увы, мне отчаянно не хватает опыта подобной работы (Помощь какого-нибудь языковеда была бы более чем кстати, но не сложилось). Посему я, во всяком случае, пока просто буду отвечать на конкретные вопросы по конкретным словам и случаям.

Почему бы не начать и с ударений. В конце концов, надо же хоть с чего-нибудь начать. ))))

Единых однозначно твёрдых правил расстановки этих самых ударений в Квэлльерне нет. (Или я их ещё не "сцепил"). Но есть некоторые общие тенденции.

Так, например, в большинстве случаев если речь идёт о словах двухсложных, то независимо от формы и значения ударение падает на первую гласную. (тОринн, Архэ, тИсса, кьИро, сЭйва, РАйвиль и т. д.). То же самое справедливо и для почти всё случаев более чем двух-сложных слов с дифтонгами. (хАитта, мЁира, мЭллиор етс).
В составных словах вышеупомянутое ударение всегда на гласной корня, основы. (МёИссэ - так как здесь это "мё-" - частица, придающая сцеплённому с ней корню положительное значение, оттенок восхищения и одобрения, Мёиссэ что-то вроде "Краса-машина")). Так что, получается, что каждый такой случай следует разбирать отдельно.
В словах, которые сами представляют собой сплетение двух, или (редко) нескольких основ ударение певуче-тональное. Подобно тому мы произносим слова "супермаркет" или "мотоциклы"
В прилагательных, глаголах и проч. ударение, опять же, чаще всего падает на гласную корня. (сьИттими, Алина, вАрнарэ)..

Среди личных имён и названий, особенно, старинных и\или заимствованных у людей, конечно же, полным-полно исключений. Так районы Рэаннат и Аленрат носят ударение на последнем слоге, хотя с чисто формальной точки зрения это неправильно, т. к. ударение подчёркивает не значимую часть слова, а архаичное окончание "-ат", указывающую на территориальную совокупность чего либо, принадлежность нескольких объектов недвижимости к одной административной единице. В старину существовало в одном из человеческих языков слово "атто", обозначавшее совокупность подсобных территорий и\или строений при более крупном объекте - замке, мануфактуре (ср. старинное русское "заводская дача"), военной части и т. д. Ко врремени Фаурана словечко вышло из употребления, но след его живёт в названиях типа Рэаннат и Синхириат.

____________________

Теперь, касательно приведённых в посте слов:

тОринн - в ед. ч. исключительно так. Но во мн. - тОри-Энн, так как посдеднее - остаток слова "арьенн" - "народ", от которого произошло это характерное "-энн" как окончание для образования названий национальностей. В самом этом слове ударение тональное, что указывает, что оно постепенно "сжалось" из какой-то "более развёрнутой" архаичной формы, не сохранившейся на момент Фаурана.

хЭлдрин - это как раз таки простой, совершенно укладываюшийся в вышеописанную тенденцию случай. То же самое и КвАллен - собственное имя подземки.

хАнтАрьенн. Буквально это переводится как "Пятый народ". Интересно, что в этом случае у "арьенн"а" в речи постепенно "отъели" второе ударение. Это было логично с точки зрения удобства произношения, слово это оказалось соблазнительно похожим по устройству на все прочие характерные двухсоставные слова такого типа (Сэйданари, Миёрейли, эйденкьиро и т. д.) и постепенно фонетически упростилось по их образцу.

Варнайирниэн... С первой частью всё ясно, Варна - букв. "погром" - хэлдрийская карательная акция. К сожалению, у меня в головушке дырочка, так что требуется уточнение: где именно и в каком контексте оно у меня было. Тогда вспомню и отдельно разберу.

Йиннэрильд. Это слово чисто ирханское, порождённое метрожителями в самые ранние времена их существавания. В "предфауранном"человеческом "всеобщем"языке, от которого, собственно, в некой мере ведёт происхождение Квэлльерн, отдельного понятия для обозначения предрассветных сумерек не было. Как почти все подобные слова, оно имеет тональное ударение и подчёркнутую чёткость произношения каждого звука и произносится почти нараспев.. (Как, например, некоторые японские слова).



С удовольствием продолжу разговор на подобные темы. ))))

@темы: О языке.

22:02 

Перенесённые посты-2.

Айхалли Хиайентенно
Это же Ангамандо, чувак!..
21:59 

Перенесённые посты-1.

Айхалли Хиайентенно
Это же Ангамандо, чувак!..
Весь ворох маленьких зарисовок, по сути, представляющие собой мгновения, выхваченные из жизни словно вспышкой фотоаппарата, пожалуй, объединю в подборку с названием "Искры". Когда накопится много, постараюсь хоть как-то датировать и снабдить обязательными для ирханского слова указаниями мест.

пока что первая - митранская.

@темы: Тексты.

Ахнэтхана-ни Ариалль-мёирэннэ

главная